Реклама

среда, 10 октября 2012 г.

Почему нам надо сотрудничать с Россией в вопросах ПРО

Почему нам надо сотрудничать с Россией в вопросах ПРО

("Foreign Policy", США)

Селеста Уолландер (Celeste Wallander)

Тейковская дивизия

© Фото пресс-службы Минобороны РФ

Контекст

20/09/2012Перезагрузка Обамы сработала ("Foreign Policy", США)

21/08/2012Ракетная гонка России, Китая и Америки ("The Diplomat", Япония)

10/07/2012Путин критикует «ракетно-бомбовую демократию» ("The Financial Times", Великобритания)

09/10/2012Прочитать позже

Clip to EvernoteInstapaperRead It Later

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров  был прав, когда сказал на прошлой неделе, что «перезагрузки» недостаточно. Соединенным Штатам и России необходимо провести апгрейд своих программ сотрудничества в сфере безопасности. В арсенал сотрудничества в версии 2.0 можно и должно включить многие вопросы, но ничто не преобразит российско-американские отношения в области безопасности больше, чем совместные действия в противоракетной обороне.

Прошло три года с тех пор, как администрация Барака Обамы объявила о пересмотре планов европейской системы ПРО, и почти два года после того, как Совет Россия-НАТО взял на себя обязательство сотрудничать в вопросах противоракетной обороны. Но остается два момента недопонимания, которые мешают достижению прогресса. С одной стороны, некоторые американцы, включая кандидата в президенты от Республиканской партии Митта Ромни выступившего на эту тему 8 октября, утверждают, будто администрация сорвала планы Джорджа Буша по созданию системы противоракетной обороны, прислушавшись к жалобам русских. Русские, со своей стороны, заявляют, что и нынешние планы тоже угрожают безопасности России. Оба утверждения ошибочны, и их авторы не понимают, что ПРО должна удовлетворять двум требованиям, которые на первый взгляд выглядят как «Уловка-22» с нулевым исходом.

Во-первых,  Соединенные Штаты  хотят получить возможность защитить себя и своих союзников от иранских баллистических ракет  с ядерными боеголовками, установку которых исключать нельзя. Во-вторых,  Америка считает приоритетом национальной безопасности дальнейшие сокращения ядерных арсеналов, включая нестратегические боезаряды, распространение которых представляет особую опасность. Однако российский президент Владимир Путин объявил, что Россия пойдет на переговоры о дальнейших сокращениях ядерных арсеналов лишь в том случае, если Соединенные Штаты  откажутся от развертывания ПРО, которая, как опасается Россия, ослабит ее безопасность. В этих условиях задача заключается в том, чтобы обеспечить защиту от иранских ракет в ядерном снаряжении, и вместе с тем, не усилить российское чувство незащищенности. Соединенные Штаты имеют шанс выполнить обе задачи за счет использования в сотрудничестве с Россией так называемого поэтапного адаптивного подхода к созданию европейской ПРО (EPAA - Phased Adaptive Approach for Europe).

Главное и самое устойчивое недопонимание относительно противоракетной обороны состоит в том, что администрация Обамы отказалась от планов Буша по созданию системы ПРО в Центральной Европе, дабы успокоить и умиротворить Россию. На самом деле, причиной принятого в сентябре 2009 года решения стала настоятельная необходимость развернуть такую систему, которая будет работать, причем уже в ближайшее время. Состоящий из четырех этапов проект европейского поэтапного адаптивного подхода является более надежным, более гибким и более эффективным, чем предыдущий план, который можно реализовать не ранее 2017 или 2018 года. В соответствии с таким подходом, в Румынии в 2015 году будет развернуто 24 ракеты Standard Missile-3 (этап 2), а в 2018 году 24 ракеты появятся в Польше (этап 3). В рамках 4-го этапа в 2020 году планируется принять на вооружение модернизированные ракеты-перехватчики. В целом EPAA обеспечит более надежное прикрытие Европы и развернутых там американских войск, нежели 10 ракет-перехватчиков, предусмотренных предыдущим планом.

В новом плане используется проверенная техника для обеспечения первоочередной защиты тех районов Европы, которые уже находятся под угрозой имеющегося у Ирана ракетного оружия. Кроме того, он весьма гибок и предусматривает модернизацию действующей системы по мере развития американских вооружений и создания Ираном ракет с большей дальностью полета. Элементы адаптивного подхода внесут свою лепту в защиту территории США от перспективных межконтинентальных баллистических ракет  Ирана. Кроме того, механизм EPAA устойчив и надежен. Это рассредоточенная и мобильная система, ее элементы можно перемещать и перенастраивать. Благодаря таким элементам противнику будет труднее засечь средства ПРО, что усиливает ее живучесть.

Признавая ценность такой системы, союзники по НАТО на своем саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года согласились на этот новый подход. Обама объявил, что Соединенные Штаты  реализуют все четыре этапа EPAA. Выполняя свои обязательства, США уже осуществили первый этап, развернув корабли с системами Aegis в Средиземном море и наземную радиолокационную станцию в Турции. Европейская ПРО уже стала реальностью.

Умиротворение России в эти расчеты не входило. Когда летом 2009 года меня знакомили с планами EPAA, я заявила своим коллегам из Министерства обороны, что адаптивный подход России понравится еще меньше, чем предыдущий план, потому что  его гибкость и большее количество ракет-перехватчиков создадут для российского Генштаба целую серию кошмарных сценариев. К сожалению, в своих прогнозах я оказалась права.

Генеральный штаб России утверждает, что силами и средствами американской ПРО в Европе можно будет осуществлять перехват российских межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на США, и что это ослабит российские силы сдерживания. Мы можем задуматься над тем, почему спустя много лет после окончания холодной войны российское руководство продолжает ставить этот вопрос во главу угла отношений с США в сфере безопасности. Но в любом случае, страхи по поводу того, что данная система негативно повлияет на российские силы ядерного сдерживания, являются необоснованными.

В рамках EPAA ракеты-перехватчики Standard Missile-3 будут развернуты лишь в таких количествах, чтобы их хватило для перехвата нескольких десятков межконтинентальных баллистических ракет, запущенных с территории Ирана или иного государства-изгоя. Это совершенно недостаточно для уничтожения 1550 боезарядов, которые разрешено иметь России в соответствии с договором СНВ-3. Кроме того, российские военные недооценивают свои силы и подрывают собственный авторитет: ведь хотя система ПРО эффективна против смертоносных, но несовершенных ракет, таких как иранские, она не в состоянии бороться с современными ракетными технологиями и мерами противодействия России. Если российские руководители действительно захотят нанести удар по целям в Америке, никакая EPAA их не остановит.

Наверное, самое важное заключается в том, что географический охват системы адаптивного подхода обеспечивает ее эффективность только против тех ракет, которые будут запущены с Ближнего Востока или из района Персидского залива. Антиракеты наземного базирования в Румынии и Польше не могут перехватывать российские баллистические ракеты, нацеленные на США, причем даже те, что развернуты в западной части России, не говоря уже о ракетах, запускаемых с подводных лодок. К тому моменту, когда датчики засекут российские ракетные пуски, и будет вычислена траектория перехвата, эти ракеты будут уже на подлете к американским целям, и перехватчики смогут лишь отправиться за ними в бессмысленную погоню. Это элементарно.

Начиная с января 2011 года, представители американского оборонного ведомства неоднократно встречались с российскими представителями в попытке разъяснить суть EPAA и причины, по которым данная система не сможет нейтрализовать российский стратегический потенциал ядерного возмездия. После шести таких встреч я сказала одному из своих российских коллег: мы настолько хорошо знаем брифинги друг друга, что можем ради разнообразия поменяться местами за столом переговоров и изложить позицию собеседника. Ему это замечание понравилось, но конечно же, мы послушно заняли свои места с правильных сторон, и снова повторили все свои объяснения с показами слайдов.

В мае этого года российское Министерство обороны провело международную конференцию, на которой его Генеральный штаб представил информационные брифинги и технический анализ, чтобы разъяснить причины своей обеспокоенности. На сей раз графика в российских презентациях была близка к совершенству, там были изящные трехмерные изображения, однако основные аргументы (и выводы) остались без изменений - с теми же заблуждениями. Эти брифинги привлекли к себе внимание СМИ, когда начальник Генерального штаба генерал Николай Макаров пригрозил в случае возникновения кризисной ситуации нанести упреждающие удары по объектам ПРО в Европе. К сожалению, средства массовой информации не уделили никакого внимания детальным брифингам высокопоставленных представителей США и НАТО, в которых они объясняли, почему силами и средствами EPAA невозможно противостоять российскому стратегическому арсеналу, и что предлагает НАТО для налаживания устойчивого механизма сотрудничества с Россией.

В рамках предложенной к созданию совместной архитектуры ПРО НАТО и Россия должны развернуть оперативный центр, в который будут поступать данные с систем слежения обеих сторон в целях выработки общей картины. Российские РЛС размещены в таких районах, что это дает непосредственную выгоду американским датчикам, нацеленным на Ближний Восток. Если объединить данные натовских и российских систем, которые отслеживают атакующие ракеты каждая под своим углом зрения, ракеты-перехватчики можно будет запускать быстрее и точнее. Здесь имеет значение каждая секунда, поскольку баллистические ракеты летят очень быстро.

Одно только совершенствование потенциала приборов обнаружения само по себе принесет исключительные выгоды Европе и США. Кроме того, Россия и НАТО смогут сотрудничать в вопросах планирования и координации противодействия ракетным угрозам, совершенствуя защиту территорий и населения друг друга в период кризиса. НАТО и Россия будут сами нести конечную ответственность за собственную защиту и управление своими перехватчиками, однако их совокупный потенциал как результат сотрудничества может привести к возникновению такой системы, которая станет чем-то большим, нежели простая сумма ее составляющих.

В дополнение к конкретным выгодам, сотрудничество в вопросах ПРО позволит России лучше понять, как функционирует натовская система, каковы намерения и реальные возможности Североатлантического альянса. Возможно, именно по этой причине многие представители российской военной и разведывательной элиты выступают против сотрудничества с НАТО в области противоракетной обороны. Они могут лишиться врага. Понимание механизма функционирования ПРО и та безопасность, которую такое понимание обеспечит, может коренным образом преобразить российско-американские отношения. Вместо полной зависимости российского руководства от возможности нанесения  ответного удара и расчета на этот удар, оно получит шанс перейти к таким отношениям, в которых Россия сможет сосредоточиться на реальных вызовах, таких как насильственный экстремизм и изменение баланса сил в Азии.

Постоянно повторяющиеся российско-американские встречи по вопросам сотрудничества в области ПРО начинают походить на фильм, в котором объединяются картины «Доктор Стрейнджлав» и «День сурка». На самом деле, мне ясно, что мы добились реальных успехов в понимании технических анализов друг друга и - что еще важнее - признали моменты нашего недопонимания. Например, в один из моментов стало ясно, что американская презентация территории, которую EPAA сможет защищать от ракет противника (включая некоторые районы России), вызвала недовольство у русских по той причине, что они по ошибке подумали, будто в презентации показаны противники, от которых сможет обеспечить защиту EPAA. Это недоразумение было быстро устранено. Поскольку план адаптивного подхода подготовлен не против России, и не может обеспечить защиту от нее, ситуация здесь выигрышная для обеих сторон, так как она дает возможность военным экспертам для совместной работы в тех структурах, которые предлагают Соединенные Штаты.

И наконец, существует устойчивое, но неверное представление о том, что администрация Обамы готова подвергнуть опасности эффективность этой системы и ее важных технологий, дабы подтолкнуть Россию к сотрудничеству. Действительно, во время обсуждений двух последних лет российские представители настойчиво предлагали своим американским партнерами ограничить систему EPAA. Однако Соединенные Штаты  четко дали понять, что такой вариант неприемлем. Обама недвусмысленно заявил о том, что появление все новых угроз и обязанности США в сфере безопасности не позволяют Америке соглашаться на какие бы то ни было будущие ограничения систем противоракетной обороны. Цель США в ходе обсуждения ПРО состоит в достижении договоренности о том, как действовать совместно, но не о том, как не действовать.

Противники сотрудничества говорят о том, что Россия может выведать у США информацию о технологии прямого попадания «hit-to-kill», которая используется в ПРО и является результатом многолетних исследований и мощных инвестиций. Администрация категорически отвергла такую возможность во время слушаний в сенатском комитете по делам вооруженных сил в апреле 2011 года. Тогда высокопоставленный  представитель военного ведомства четко и ясно заявил: «Мы не подвергнем риску важнейшие технологии. Никаких разговоров о совместном с Россией использовании технологии прямого поражения «hit-to-kill» не ведется». Предложения по сотрудничеству в вопросах ПРО Министерство обороны разрабатывает с таким расчетом, чтобы секретными технологиями нельзя было пользоваться совместно, и чтобы они не подвергались опасности.

Эффективное сотрудничество в области ПРО приведет к совершенствованию сил и средств противоракетной обороны, используемых против Ирана, и одновременно успокоит Россию. Это идеальный для «перезагрузки» апгрейд программ сотрудничества в сфере безопасности. В области национальной безопасности взаимовыгодных возможностей у нас явно недостаточно. Поэтому мы обязаны воспользоваться этим шансом.

Селеста Уолландер - доцент Школы международной службы Американского университета (School of International Service, American University). С мая 2009 по июль 2012 года она занимала должность помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии.

Оригинал публикации: Rocket Science 101

Опубликовано: 08/10/2012 14:25

Источник

Cоциология
||
Библиотека

Что такое социальный? Узнай

Комментариев нет:

Отправить комментарий