Интернационал ненависти
("Liberation", Франция)
Андре Глюксманн (Andr Glucksmann)
© flickr.com boellstiftung
21/09/2012Почему Charlie Hebdo играет с огнем ("Le Point", Франция)
20/09/2012Ислам, демократия и свобода слова ("Atlantico", Франция)
19/09/2012Место ислама во Франции ("Atlantico", Франция)
Информировать означает придавать форму кипучему бурлению событий, отделяя важное от незначительного. В спокойный период все идет по накатанной: с одной стороны хроника происшествий, с другой – политическая рубрика. Сегодня же в новостях царит смятение. Вторая экономическая держава нашей планеты отправляет относительно подкрыльных ей хулиганов на штурм консульств и предприятий третьей экономической державы. Сенкаку! Действительно ли причиной конфликта Китая и Японии стал флаг на необитаемом острове, старый объект давно затихшего спора?
Когда десятки тысяч охваченных истерией исламистов освистывают Америку и в припадке ярости убивают ее посла в Ливии, действительно ли причиной тому ролик на YouTube длинной всего в несколько минут? Или же это «богохульство» всего лишь новый предлог? Действительно ли на сатирическую газету Charlie Hebdo ложится «ответственность» за безопасность французов и международных интересов Франции? Где кончаются выдумки? И начинается информация? Что приводит к чему? Убийцы прикрываются алиби. «Смерть Америке! Смерть Франции!» Причиной этой ненависти стали не мы, искать ее нужно у тех, кем она движет и кого распаляет.
После падения берлинской стены бесчисленные эксперты и дипломаты говорили о наступлении эры разума или «конце истории», который означает, что нетерпимость и фанатизм остались в прошлом. Ничего подобного. Мы наблюдаем совершенно иную картину. Холодная война и правда закончилась, но боевики и преступники никуда не делись. Их тоталитарные и манихейские импульсы не исчезли, как по мановению волшебной палочки. Отношения между народами и нациями все чаще выглядят враждебными и неустойчивыми, тогда как соотношения сил, которые поддерживали итак уже хрупкое равновесие, играют все меньшую и меньшую роль. Промышленное и военное превосходство Запада мало что значит: теократический Иран, исламисты и их бесконечные клоны, наркомарксисты из Латинской Америки – все они связывают руки Вашингтону, причем с помощью не какой-то материальной мощи, а способности создавать помехи. Путин вошел в ставшую восьмеркой большую семерку не благодаря каким-то несуществующим экономическим достижениям, а из-за того, что ему, как раньше и его
наставникам-чекистам, достаточно потрясти тремя источниками угрозы и давления: ядерный арсенал, позиция второго по величине в мире торговца оружием и энергетические ресурсы с возможностями для нефтегазового шантажа. В основу организации современного мира все больше ложится не соотношение сил, а способность создавать помехи.
Запугивание сильного слабым как раз и опирается на эти возможности в постановке помех. Когда французское правительство, американский Госдепартамент, религиозные лидеры и все прочие «ответственные» комментаторы набрасываются на сатирическое издание и говорят, что оно «подливает масла в огонь», они забывают, что этот огонь горит уже очень давно. Каждый гражданин является потенциальным заложником тех, кто покушается на свободу слова и стремится всеми средствами утвердить неприкосновенность святыни, против чего выступает не только Charlie Hebdo, но и республиканская конституция. Когда Путин своим правом вето в Совете безопасности ставит запрет на защиту сирийских мирных жителей, которых обстреливает их же правительство, и в то же время вооружает это самое правительство, он накладывает помехи на помехи. И угрожает усилить исламистский Иран и во второй раз вторгнуться в маленькую Грузию (российская армия уже расположила войска, танки и вертолеты на оккупированной территории). Мене чем за 20 лет в мире сформировался новый «Интернационал» ненависти со своими «грандами» (русскими и китайцами), подпевалами на региональном уровне и всемирной базой взаимосвязанного фанатизма. (Позвольте мне выразить удивление: 13 минут видео на YouTube вызвали чудовищную волну антиамериканских протестов, тогда как убийство российской армией 200 000 мусульман в Чечне не возмутило наших преданных почитателей веры и не заставило их выйти на улицы).
На обоих берегах Атлантики велик соблазн повернуться к этому спиной, как будто без провокаций, без этого самого масла огонь может потухнуть сам собой. Поступить так, значит забыть, что религиозный, политический, этнический и религиозный фанатизм терроризировал и убивал задолго до Салмана Рушди, карикатур датского художника и Charlie Hebdo или ролика на YouTube. Каждый удачный шантаж лишь множит число жаждущих крови последователей.
Оригинал публикации: L’«Internationale» de la nuisance
Опубликовано: 23/09/2012 16:58
Комментариев нет:
Отправить комментарий