Реклама

среда, 10 октября 2012 г.

Клуб скептически настроенных к России царьков

Клуб скептически настроенных к России царьков

("Rzeczpospolita", Польша)

Филип Мемхес (Filip Memches)

Грузинский миллиардер Бидзина Иванишвили

© РИА Новости, Александр Имедашвили

Контекст

04/10/2012Иванишвили или Как стать президентом за полгода ("La Regle du Jeu", Франция)

03/10/2012Бидзина Иванишвили, конечно, Борисом Ивановым не станет, но отношения Грузии и России улучшатся ("ИноСМИ", Россия)

06/09/2012Иванишвили: Я никогда не призову к насилию ("Грузия online", Грузия)

Мультимедиа

Фото:Резиденция миллиардера Бидзины Иванишвили в Тбилиси

09/10/2012Прочитать позже

Clip to EvernoteInstapaperRead It Later

Ожидает ли Грузию поворот в сторону России? Такой вопрос напрашивается по итогам парламентских выборов в этой стране. Лидер победившей коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили недвусмысленно критикует прежнюю линию внешней политики Михаила Саакашвили, хотя это еще ничуть не означает, что он превратится в марионетку Москвы.

Заигрывание с избирателями

На первый взгляд мы имеем дело с человеком, который не планирует проводить радикальные реформы, а лишь намерен бороться с фактами злоупотребления властью. Собственно, Иванишвили не представил ничего, что демонстрировало бы его программную оппозиционность. Своей победой «Грузинская мечта» в значительной степени обязана той ненависти, которая вылилась на правительство и президента после обнародования скандальных случаев применения пыток в грузинских тюрьмах. В свою очередь, в интервью Rzeczpospolita Иванишвили подчеркивал, что в международных вопросах для Грузии приемлемо единственное направление: ЕС и НАТО. […] Только вот когда точно Грузия вступит в эти организации, неизвестно. Поэтому Иванишвили заявляет об улучшении отношений с Россией и, что может звучать странно, полагает, что шаги навстречу Москве – это единственный шанс возвращения в границы Грузии мятежных республик. Таким образом, с одной стороны, он создает имидж грузинского патриота, а с другой – реалиста, позиция которого призвана стать противовесом авантюризма, который приписывают Саакашвили.

Конечно, никаких предпосылок утверждать, что демонстрация Москве дружественных намерений принесет каике-то результаты, нет. Даже наоборот. Москва не для того поддерживала в 2008 году сепаратистские режимы, чтобы сейчас на глазах всего мира признаться, что это была ошибка. Россия откажется от поддержки мятежных республик лишь тогда, когда ее вынудят к этому мировые державы, и Иванишвили прекрасно это понимает. И поэтому его умозаключения следует воспринимать исключительно как элемент заигрывания перед избирателями.

Следует также задуматься о том, как представляет себе лидер «Грузинской мечты» присутствие своей страны в западных структурах. Несколько дней назад Владимир Путин в ходе визита на военную базу в Таджикистане, заявил, что НАТО – это «пережиток холодной войны», который рано или поздно должен быть преобразован в чисто политическую организацию. Возможно, Иванишвили хочет, чтобы его страна стала членом именно такой измененной организации, которая уже не будет лишать сна российского президента. В таком случае и сама Грузия не будет вызывать у Владимира Владимировича беспокойство.

Батька приглашает

Оставим, однако, эту язвительность и присмотримся к одному весьма знаменательному жесту. Я имею в виду приглашение Грузии в Содружество Независимых Государств. Такое неофициальное предложение сделал Лукашенко. По мнению белорусского президента, победа коалиции Иванишвили означает, что в Грузии появилась конъюнктура для возвращения этой страны в организацию, которая объединяет бывшие советские республики (кроме, разумеется, балтийских), а неформальным лидером которой остается Россия.

Эти слова можно было бы воспринять как приглашение в клуб союзников или даже вассалов Кремля, но это было бы ошибкой. Внешнюю политику Лукашенко можно описать перефразируя знаменитое высказывание Черчилля: у Белоруссии нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов, у Белоруссии есть интересы.

Два года назад белорусский президент (не в первый и не в последний раз) вступил с Россией в конфликт из-за того, что она нанесла удар по одному из столпов белорусской экономики – нефтеперерабатывающей отрасли. Москва ввела пошлину на нефть, поставляемую Минску. В сложившейся ситуации, чтобы залатать дыру, возникшую от недостатка сырья, Лукашенко заинтересовался импортом каспийской нефти из Азербайджана через Грузию, чем продемонстрировал готовность к сотрудничеству со считающимся врагом Кремля Саакашвили.

Лакмусовая бумажка

Напомню также, что президент Белоруссии не признал Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами. Не сделало этого (за исключением России) ни одно из государств-членов СНГ. По словам директора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, это лакмусовая бумажка, свидетельствующая об отношении данных стран не столько к Грузии, сколько к собственному суверенитету. По мнению политолога, лидеры бывших советских республик считают, что поддержать позицию Москвы по Абхазии и Осетии - означает очутиться в российской сфере влияния.

Так что когда Лукашенко приглашает Грузию в СНГ, возможно, он хочет просто найти союзника по противостоянию России. Ведь он принадлежит к политикам, ведущим в отношении Москвы двойную игру. Они не возражают против западных политических и экономических решений, но исключительно в той мере, в какой те несут экономические выгоды им лично, а при этом жестко сопротивляются демократизации общественной жизни. Они боятся даже не того, что их лишат власти, а изгнания из истеблишмента и следующей за этим имущественной деградации. Сохранение дистанции в отношении Запада одновременно толкает элиты СНГ в объятия Москвы, что не устраивает сами эти элиты, чему примером может послужить Украина.

Виктора Януковича считают пророссийски ориентированным лидером. Так происходит в основном из-за его имиджевой политики: он выступает как представитель интересов русскоязычных жителей Украины. Отсюда берутся такие инициативы, как проведенный его сторонниками закон о национальных меньшинствах, который повысил статус русского языка. Однако на таком фундаменте союза с Москвой не построишь. Знаменательно, что за пару часов до голосования по упомянутому закону Янукович выступил перед парламентариями с посланием, в котором назвал стратегической целью Украины европейскую интеграцию.

Некоторое время назад на страницах киевского русскоязычного еженедельника «2000» появилась статья с критикой в адрес украинского премьера Николая Азаренко, видного политика «Партии регионов» Януковича, за двуличность в отношении Кремля. Премьер-министра обвиняли в том, что вместо реальных шагов к вступлению Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, он стремится к подписанию договора об ассоциации с Евросоюзом. Другая повторяющаяся тема в отношениях Киева и Москвы – это цены на поступающий на Украину российский газ.

Демократизация как политтехнологии

Мнимая пророссийская ориентация руководителей бывших советских республик автоматически ассоциируется с авторитаризмом, из чего следует вывод, что стремящиеся к свержению режима диссиденты являются прозападными демократами. Но это лишь публицистические шаблоны, которые закрывают от нас реальный образ действительности. Вариант «экспорта демократии» не закреплен за американскими неоконсерваторами или либералами вроде Сороса, о нем неоднократно, например, в отношении Белоруссии, размышляли в т.ч. и кремлевские политтехнологи. Как только между Москвой и Минском разгорались споры, сразу же появлялась идея поддержать какие-нибудь белорусские оппозиционные круги, высказывающиеся (а как же иначе) за права человека и гражданские свободы.

Возьмем другой пример: события 2010 года в Киргизии. Тогда там был свергнут президент Курманбек Бакиев, приведший своей политикой к кровавому внутреннему конфликту на этнической почве между киргизами и узбекским меньшинством. Бакиев нашел убежище в Минске. Оппозиция, которая требовала демократизации, получила поддержку Москвы, что ни в коей мере не означало, что Киргизия превратилась в итоге в демократическое, а заодно пророссийское государство. В конце концов к власти в Бишкеке пришли поссорившиеся с Бакиевым представители прежнего режима (во главе с Розой Отунбаевой), для которых слово демократия было пустым звуком. А прислуживаться Москве они будут так долго, как долго она не будет покушаться на их политические и имущественные приобретения.

Ведь, не будем себя обманывать, моменты напряженности в отношениях России с другими членами СНГ – это конфликты в кругу семьи евразийских сатрапов. В этом нет ничего удивительно, раз даже покинувший эту семью проамериканский Саакашвили не только не был демократом западного образца, но и одновременно не закрывал свою страну от российских инвестиций.

Иванишвили – это пока один большой вопрос. Возможно, через полгода, когда Саакашвили уже не будет главой государства, лидер «Грузинской мечты» получит всю полноту власти. По его предыдущей деятельности можно сделать вывод, что он поставит на сближение с такими политиками как Лукашенко и Янукович, но с Путиным – совсем не обязательно. Время покажет, окажется ли Иванишвили очередным скептически настроенным в отношении России царьком, старающимся сохранить одинаковую дистанцию как от России, так и от Запада, или же превратится в марионетку Кремля.

Оригинал публикации: Klub rusosceptycznych kacykw

Опубликовано: 10/10/2012 17:24

Источник

Cоциология
||
Библиотека

Что такое социальный? Узнай

Комментариев нет:

Отправить комментарий