Суд над Pussy Riot, освобождение Самуцевич и путинизм
11/10/2012Две активистки – в колонию, третья – на свободу ("Polityka", Польша)
11/10/2012Вернер Шульц: Pussy Riot вполне достойны премии Сахарова ("Deutsche Welle", Германия)
Последние несколько дней я валялся с жестокой простудой и поэтому практически ничего не писал. Сейчас мне гораздо лучше, и я решил, что пора снова ввязаться в драку..
Сразу после вынесения приговора за «разжигание религиозной ненависти» члены самой известной в мире панк-группы / радикального творческого коллектива Pussy Riot подали апелляцию. Надо признать, что российские суды исключительно (!) далеки от справедливости и беспристрастности, однако в данном конкретном случае апелляционный суд освободил одну из участниц группы:
Московский апелляционный суд освободил одну из заключенных в тюрьму участниц Pussy Riot, однако оставил в силе приговор остальным членам группы.
Всех трех женщин обвинили в августе в хулиганстве на почве религиозной ненависти за неподобающий протест против президента Владимира Путина.
Выступая в среду в суде, обвиняемые заявили, что их импровизированное представление в главном храме Москвы в феврале месяце было политическим по своему характеру, и не являлось антирелигиозным.
Судья постановил, что наказание для Екатерины Самуцевич должно быть условным, так как охрана вывела ее из храма до того, как она смогла принять участие в представлении.
А теперь немного поясняющей информации. Очевидно, Самуцевич наняла нового адвоката и полностью поменяла стратегию защиты в суде. Вместо того, чтобы подчеркивать свою солидарность с подругами из Pussy Riot, как она поступала во время первого суда, в своей новой стратегии женщина делает упор на то, что она не участвовала в молебне, не прыгала и не выкрикивала бранные слова. Мягко говоря, это несколько расходится с первоначальным утверждением защиты о том, что «панк-молебен» Pussy Riot не был оскорбительным и преступным (с чем я, между прочим, на 100% согласен - «молебен» Pussy Riot был вполне законен с точки зрения свободы слова).
Но поскольку это Россия, здесь, конечно, важны отнюдь не юридические детали. В конце концов, если бы Кремль действительно захотел сгноить Самуцевич в тюрьме, кто бы ему помешал это сделать, кто бы смог добиться ее освобождения? Если бы Путин применил все имеющиеся у него в распоряжении законные, полузаконные и незаконные полномочия, дабы в назидание другим наказать ее, то Самуцевич не спасли бы никакие доказательства отсутствия у алтаря в момент «панк-молебна», и она попала бы в общую мясорубку. Так работает находящаяся под влиянием политики система юстиции: доказательства и законность это не самые важные для нее соображения.
Последние события в процессе над Pussy Riot, как и многое другое происходящее в российской политической системе, это «сигнал» власть предержащих остальному обществу - сигнал, о точном значении которого можно дискутировать. Я бы сказал, что в освобождении Самуцевич больше хорошего, чем плохого. Но любая честная попытка проанализировать это решение должна основываться на признании того, что последнее «компромиссное решение» было принято в атмосфере усиливающейся религиозной поляризации, которую целенаправленно нагнетают власти. Грубо говоря, освобождение Самуцевич это как три чересчур подчеркнутых шага назад, после чего делается один неуверенный полушажок вперед. Конечно, это лучше, чем постоянное движение задним ходом, но такой мерой нанесенный ранее ущерб никак не устранишь. Поэтому освобождение Самуцевич является более позитивным сигналом, чем отправка в тюрьму всех участниц Pussy Riot, однако повода для торжества я здесь не вижу.
Здесь важнее другое. Условный срок Самуцевич это очень наглядная демонстрация природы путинизма. На эту тему я уже писал недавно, однако мне кажется, что данную мысль стоит озвучить вновь. Как проницательно отметил Ричард Саква (Richard Sakwa), путинизм это все и в то же время ничего. Это «динамичная совокупность, стремящаяся сделать так, чтобы все основные соперничающие между собой политические направления получили определенную степень влияния, но чтобы при этом ни одно из них не доминировало». Как мне кажется, это лучший способ понять причины освобождения Самуцевич и то, почему остальные участницы Pussy Riot не получили максимальный срок. Если говорить просто, Кремль не хочет, чтобы русская православная церковь слишком усиливалась, вырастая из своих штанов. Если дать церкви возможность беспрепятственно преследовать людей за «богохульство», она обретет слишком большое влияние. А это может настроить против Путина те группировки и силы, которые в настоящее время находятся на его орбите. А другие откровенно уйдут в оппозицию.
Судебный процесс над Pussy Riot это еще один пример того, как путинская система довольно часто принимает, казалось бы, безумно провокационные, агрессивные и твердые решения (отдать троих молодых женщин под суд за богохульство!), чтобы потом медленно и спокойно изъять из них многие, но не все, наиболее репрессивные элементы. Конечно, это нехорошо, но такого рода избирательные репрессии с постоянными колебаниями, когда агрессия сменяет компромисс, а потом выходит на грань шизофрении, очень сильно отличаются от того, с чем чаще всего сравнивают путинизм: от сталинизма. У путинизма много предосудительных черт, но если ваше лекало для понимания сегодняшней России это Советский Союз сталинской эпохи, то вы с такими мерками не очень-то далеко продвинетесь.
Оригинал публикации: The Pussy Riot Trial, The Release Of Yekaterina Samutsevich, And Putinism
Опубликовано: 11/10/2012 13:21
Комментариев нет:
Отправить комментарий